Затем слово взял председатель Комитета по транспортной и авиационной безопасности Ассоциации "Аэропорт" ГА, первый заместитель генерального директора по корпоративному развитию АО "Шереметьево Безопасность" Александр Невзоров. Спикер ознакомил аудиторию с вопросами переформатирования работы Комитета в связи с вынужденными кадровыми изменениями и задачами, поставленными организацией на 2020-2021 годы. В выступлении в частности было сделан акцент на крайне медленном решении задач по гармонизации законодательств о транспортной и авиационной безопасности, а также прозвучал анонс о планах проведения одного из будущих заседаний Комитета в Ташкенте.
Легенда отечественной авиационной безопасности, ведущий международный эксперт и советник руководителя Ространснадзора Владимир Черток начал свое выступление с вручения юбилейных отраслевых наград Александру Старовойтову и Александру Невзорову. А его выступление было целиком посвящено результатам успешно пройденной Российской Федерацией проверки Международной организации гражданской авиации (ICAO). Это третья в истории инспекция ICAO в нашей стране и первая в рамках Универсальной программы проверок ICAO по авиационной безопасности после перехода этой организации на механизм непрерывного мониторинга. Условия проверки изменились и стали жестче в связи с появлением таких новых угроз, классифицируемых как: инсайдерская, использование дронов, киберугроз и т. д. В этой связи, опираясь на свой огромный опыт и экспертные знания, Владимир Черток заострил внимание аудитории на осторожном подходе к реализации механизма "регуляторной гильотины" в рамках проводимой реформы контрольной и надзорной деятельности в целях снижения нагрузки на бизнес. "Мы все прекрасно понимаем, что требования по безопасности написаны кровью погибших и раненых при известных событиях", - напомнил эксперт.
Согласно официальному отчету по проверке ICAO, в России зафиксировано эффективное 95%-е выполнение требований организации, а по 5% ICAO были сформулированы рекомендации. По ним на площадке Минтранса России был разработан план корректирующих действий, одобренный ICAO. В этой связи Владимир Черток подробно остановился на перспективах реализации плана, который со стороны ICAO будет подвергнут контрольной проверке аудиторов во второй половине текущего года. Среди проблемных моментов, требующих доработки ICAO были выделены следующие:
- количественная и качественная оценка кадровой потребности в области контрольно-надзорной деятельности
- формирование конкурентоспособной системы оплаты труда инспекторского состава и кадров авиационной безопасности;
- эффективность контрольно-надзорной деятельности;
- подготовка персонала, связанного с авиационной безопасностью (периодичность и особенности осуществления);
- досмотр воздушных судов иностранных авиакомпаний, который в российских аэропортах фактически не осуществляется.
Со своей стороны начальник отдела нормативного обеспечения транспортной безопасности Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России Роман Веретенников озвучил позицию регулятора на проблематику оптимизации финансовой нагрузки у субъектов транспортной инфраструктуры при реализации мероприятий по обеспечению транспортной и авиационной безопасности без снижения уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Докладчик подробно ознакомил аудиторию с ближайшими планами Министерства в части готовящихся нормативных изменений в русле обсуждавшихся на заседании вопросов. В частности, проектируемыми нормами предлагается установить, что защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства будет осуществляться в рамках законодательства о транспортной безопасности. Это основной принципиальный подход Минтранса России к урегулированию проблемы двойного регулирования. При этом одним из законопроектов предлагается определить, что "обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя защиту гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, предусмотренную стандартами ICAO". Одновременно для сохранения преемственности в процессе обеспечения защиты гражданской авиации от АНВ законопроектом предлагается установить соответствующую отсылочную норму в Воздушном кодексе Российской Федерации, как национальном кодифицированном законодательном акте, регулирующем общественные отношения в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области гражданской авиации.
Позиция Росавиации по проблеме "двойного регулирования" была рассмотрена заместителем начальника управления транспортной безопасности ведомства Натальей Власовой. Темой ее доклада стала: "Аккредитация подразделений транспортной безопасности воздушного транспорта. Проблемы двойного регулирования при защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства". По мнению докладчика существующие требования к соискателям излишне либеральны и не позволяют фактически определить способность юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Данные нормы требуют существенных дополнений и уточнений в рамках национального законодательства.
Фонд "Транспортная безопасность" на мероприятии представил начальник направления правового обеспечения его деятельности Александр Иванов. Он напомнил слушателям о начавшемся в Минтрансе России процессе подготовки подзаконных актов к Федеральному закону от 2 августа 2019 №270-ФЗ. И, виду того, что данные документы необходимы транспортному сообществу как можно скорее, представители Фонда транспортной безопасности выразили готовность принять участие в их разработке на площадке межведомственной рабочей группы при Минтрансе России по гармонизации авиационной безопасности и транспортной безопасности.
Также Александр Иванов обратил внимание экспертного собрания на отсутствие в национальном законодательстве ряда документов, которые могли бы стать эффективным ответом на новые вызовы и угрозы. Так, по мнению спикера, «крайне актуальным остается вопрос отнесения оборудования, позволяющего предотвращать акты незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса путем использования БПЛА в противоправных целях к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности. Сегодня отсутствуют требования к функциональным свойствам этого вида оборудования и процедуре его сертификации. В этой связи стоит вопрос о целесообразности внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 №969».
Заместитель директора Департамента корпоративной безопасности ПАО "ГМК "Норильский никель» Николай Будзинский выступил с докладом на тему: «Безопасность авиационной инфраструктуры как существенный фактор экономического развития и социальной стабильности моногородов Арктической зоны России».
«Как основную особенность здесь можно отметить малый пассажиропоток, а следовательно – низкую финансовую обеспеченность, - пояснил выступавший, - Вместе с тем затраты на безопасность иногда кратно возрастают в связи со сложной логистикой доставки технических средств, трудностями в подборе, обучении и аттестации персонала. Отмечу, что последний аспект «Норникель» решил на водном транспорте путем привлечения к обеспечению транспортной безопасности на морских и речных объектах ПТБ «Арктика», которое сейчас находится в процессе получения аккредитации и в области воздушного транспорта. Мы ждем, что ПТБ «Арктика» со временем возьмет под защиту от АНВ аэропорт «Норильск»».
Феномен моногородов рассматривается ПАО "ГМК "Норильский никель» не только с точки зрения своего присутствия, но и как единый социально-экономический субъект. И, соответственно, обеспечение транспортной безопасности его транспортной инфраструктуры признается зоной ответственности компании.
«Масштаб компании и ее высокая социальная ответственность требует обеспечение бесперебойной работы всех цепочек безопасности на территории присутствия, при этом учитываются такие особые факторы, как транспортная удаленность объекта, специфика функционирования средств связи и сезонное ограничение на эксплуатацию транспортных путей. Для нас это не просто факторы, а реальность, исходя из которой, строится корпоративная защита», - подытожил Николай Будзинский.
О формах участия экспертов и специалистов Комитета по транспортной и авиационной безопасности Ассоциации «Аэропорт» ГАв разработке и изменении нормативно-правовых актов по транспортной авиационной безопасности в условиях действия «регуляторной гильотины" рассказал директор учебного центра АТБ АО "Шереметьево Безопасность» Виктор Шестернин.
Среди наиболее продуктивных были отмечены такие формы взаимодействия как: направление в Минтранс России резолюций и конкретных предложений, а также заключения, аналитические и экспертные оценки документов, поступающих из Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России и других ведомств.