24 ЯНВАРЯ 2020, 11:00
МОСКВА, УЛ. ОХОТНЫЙ РЯД, 1, ГОСДУМА
Участие в мероприятии - БЕСПЛАТНОЕ
ОРГАНИЗАТОР
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЁР
ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА
ПРИ АНО «АРТБ» И КОМИТЕТА
ПО ТРАНСПОРТНОЙ
И АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АССОЦИАЦИИ «АЭРОПОРТ» ГА
Совместное заседание
ПОДДЕРЖКА
О МЕРОПРИЯТИИ
Новое качество и новый статус решения проблем авиационной
и транспортной безопасности
В рамках первого совместного заседания Общественного совета при АНО «АРТБ» и Комитета по Т(А)Б Ассоциации «Аэропорт» ГА ведущие эксперты и представители федеральных органов власти обменялись мнениями по вопросам законодательного обеспечения отраслевой деятельности.
Здесь нужно отметить, что формат мероприятия для Комитета по транспортной и авиационной безопасности Ассоциации «Аэропорт» ГА, который в минувшем году отметил 20-летний юбилей своей деятельности, оказался уникальным. А работа этого уважаемого в экспертном сообществе органа приобрела новое качество и новый статус. При поддержке Общественного совета при АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности» в заседании приняли участие с одной стороны представители ведущих предприятий отрасли, а с другой - законодательной власти, Минтранса России, Ространснадзора и Росавиации. Площадка позволила одновременно собрать за одним столом в экспертно-консультационном формате представителей отрасли и госорганов с целью выявить и наметить оптимальные пути практического урегулирования проблем, лежащих в достаточно узкой сфере.
  • 67 УЧАСТНИКОВ;
  • 15 ДОКЛАДОВ;
  • 10 ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСОРГАНОВ РФ;
  • 12 АЭРОПОРТОВ И АВИА ПРЕДПРИЯТИЙ
В этом смысле, заседание продолжило серию представительных отраслевых форумов по транспортной безопасности, организуемых на площадке Комитета Госдумы по транспорту и строительству.
Здесь нужно отметить, что формат мероприятия для Комитета по транспортной и авиационной безопасности Ассоциации «Аэропорт» ГА, который в минувшем году отметил 20-летний юбилей своей деятельности, оказался уникальным. А работа этого уважаемого в экспертном сообществе органа приобрела новое качество и новый статус. При поддержке Общественного совета при АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности» в заседании приняли участие с одной стороны представители ведущих предприятий отрасли, а с другой - законодательной власти, Минтранса России, Ространснадзора и Росавиации. Площадка позволила одновременно собрать за одним столом в экспертно-консультационном формате представителей отрасли и госорганов с целью выявить и наметить оптимальные пути практического урегулирования проблем, лежащих в достаточно узкой сфере. В этом смысле, заседание продолжило серию представительных отраслевых форумов по транспортной безопасности, организуемых на площадке Комитета Госдумы по транспорту и строительству.

На этот раз одной из центральных тем для обсуждения в центре внимания оказались вопросы двойного регулирования в сфере транспортной и авиационной безопасности – проблема, ищущая своего разрешения в нормативно-правовом поле уже более 10 лет.
Открывая заседание, заместитель Председателя комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству, одновременно являющийся председателем Общественного совета при АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности» - Александр Старовойтов зачитал собравшимся приветственный адрес, курирующего авиационную отрасль заместителя министра транспорта РФ Александра Юрчика. В тексте приветствия было особо подчеркнуто, что для Минтранса России «совместная работа с участием представителей предприятий отрасли создает благоприятные условия для обсуждения современных тенденций, обобщения и выработки совместных решений». Развивая эту мысль, Александр Старовойтов напомнил собравшимся об основных целях, преследуемых Общественным советом при АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности».Это: «осуществление общественного контроля за деятельностью Министерства транспорта РФ, подведомственных Агентств и Службы, включая рассмотрение проектов разрабатываемых общественно значимых нормативных правовых актов, участие в мониторинге качества оказания государственных услуг, реализации контрольной функции, хода проведения антикоррупционной и кадровой работы, оценке эффективности государственных закупок, рассмотрение ежегодных планов деятельности Министерства и отчета об их исполнении, а также иных вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

В свою очередь, приветственное слово Заместителя министра транспорта РФ, курирующего вопросы обеспечения транспортной безопасности Николая Захряпина, озвучил директор Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России Анатолий Демьянов.

Затем слово взял председатель Комитета по транспортной и авиационной безопасности Ассоциации "Аэропорт" ГА, первый заместитель генерального директора по корпоративному развитию АО "Шереметьево Безопасность" Александр Невзоров. Спикер ознакомил аудиторию с вопросами переформатирования работы Комитета в связи с вынужденными кадровыми изменениями и задачами, поставленными организацией на 2020-2021 годы. В выступлении в частности было сделан акцент на крайне медленном решении задач по гармонизации законодательств о транспортной и авиационной безопасности, а также прозвучал анонс о планах проведения одного из будущих заседаний Комитета в Ташкенте.

Легенда отечественной авиационной безопасности, ведущий международный эксперт и советник руководителя Ространснадзора Владимир Черток начал свое выступление с вручения юбилейных отраслевых наград Александру Старовойтову и Александру Невзорову. А его выступление было целиком посвящено результатам успешно пройденной Российской Федерацией проверки Международной организации гражданской авиации (ICAO). Это третья в истории инспекция ICAO в нашей стране и первая в рамках Универсальной программы проверок ICAO по авиационной безопасности после перехода этой организации на механизм непрерывного мониторинга. Условия проверки изменились и стали жестче в связи с появлением таких новых угроз, классифицируемых как: инсайдерская, использование дронов, киберугроз и т. д. В этой связи, опираясь на свой огромный опыт и экспертные знания, Владимир Черток заострил внимание аудитории на осторожном подходе к реализации механизма "регуляторной гильотины" в рамках проводимой реформы контрольной и надзорной деятельности в целях снижения нагрузки на бизнес. "Мы все прекрасно понимаем, что требования по безопасности написаны кровью погибших и раненых при известных событиях", - напомнил эксперт.

Согласно официальному отчету по проверке ICAO, в России зафиксировано эффективное 95%-е выполнение требований организации, а по 5% ICAO были сформулированы рекомендации. По ним на площадке Минтранса России был разработан план корректирующих действий, одобренный ICAO. В этой связи Владимир Черток подробно остановился на перспективах реализации плана, который со стороны ICAO будет подвергнут контрольной проверке аудиторов во второй половине текущего года. Среди проблемных моментов, требующих доработки ICAO были выделены следующие:

- количественная и качественная оценка кадровой потребности в области контрольно-надзорной деятельности
- формирование конкурентоспособной системы оплаты труда инспекторского состава и кадров авиационной безопасности;
- эффективность контрольно-надзорной деятельности;
- подготовка персонала, связанного с авиационной безопасностью (периодичность и особенности осуществления);
- досмотр воздушных судов иностранных авиакомпаний, который в российских аэропортах фактически не осуществляется.

Со своей стороны начальник отдела нормативного обеспечения транспортной безопасности Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России Роман Веретенников озвучил позицию регулятора на проблематику оптимизации финансовой нагрузки у субъектов транспортной инфраструктуры при реализации мероприятий по обеспечению транспортной и авиационной безопасности без снижения уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Докладчик подробно ознакомил аудиторию с ближайшими планами Министерства в части готовящихся нормативных изменений в русле обсуждавшихся на заседании вопросов. В частности, проектируемыми нормами предлагается установить, что защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства будет осуществляться в рамках законодательства о транспортной безопасности. Это основной принципиальный подход Минтранса России к урегулированию проблемы двойного регулирования. При этом одним из законопроектов предлагается определить, что "обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя защиту гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, предусмотренную стандартами ICAO". Одновременно для сохранения преемственности в процессе обеспечения защиты гражданской авиации от АНВ законопроектом предлагается установить соответствующую отсылочную норму в Воздушном кодексе Российской Федерации, как национальном кодифицированном законодательном акте, регулирующем общественные отношения в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области гражданской авиации.

Позиция Росавиации по проблеме "двойного регулирования" была рассмотрена заместителем начальника управления транспортной безопасности ведомства Натальей Власовой. Темой ее доклада стала: "Аккредитация подразделений транспортной безопасности воздушного транспорта. Проблемы двойного регулирования при защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства". По мнению докладчика существующие требования к соискателям излишне либеральны и не позволяют фактически определить способность юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Данные нормы требуют существенных дополнений и уточнений в рамках национального законодательства.

Фонд "Транспортная безопасность" на мероприятии представил начальник направления правового обеспечения его деятельности Александр Иванов. Он напомнил слушателям о начавшемся в Минтрансе России процессе подготовки подзаконных актов к Федеральному закону от 2 августа 2019 №270-ФЗ. И, виду того, что данные документы необходимы транспортному сообществу как можно скорее, представители Фонда транспортной безопасности выразили готовность принять участие в их разработке на площадке межведомственной рабочей группы при Минтрансе России по гармонизации авиационной безопасности и транспортной безопасности.

Также Александр Иванов обратил внимание экспертного собрания на отсутствие в национальном законодательстве ряда документов, которые могли бы стать эффективным ответом на новые вызовы и угрозы. Так, по мнению спикера, «крайне актуальным остается вопрос отнесения оборудования, позволяющего предотвращать акты незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса путем использования БПЛА в противоправных целях к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности. Сегодня отсутствуют требования к функциональным свойствам этого вида оборудования и процедуре его сертификации. В этой связи стоит вопрос о целесообразности внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 №969».

Заместитель директора Департамента корпоративной безопасности ПАО "ГМК "Норильский никель» Николай Будзинский выступил с докладом на тему: «Безопасность авиационной инфраструктуры как существенный фактор экономического развития и социальной стабильности моногородов Арктической зоны России».

«Как основную особенность здесь можно отметить малый пассажиропоток, а следовательно – низкую финансовую обеспеченность, - пояснил выступавший, - Вместе с тем затраты на безопасность иногда кратно возрастают в связи со сложной логистикой доставки технических средств, трудностями в подборе, обучении и аттестации персонала. Отмечу, что последний аспект «Норникель» решил на водном транспорте путем привлечения к обеспечению транспортной безопасности на морских и речных объектах ПТБ «Арктика», которое сейчас находится в процессе получения аккредитации и в области воздушного транспорта. Мы ждем, что ПТБ «Арктика» со временем возьмет под защиту от АНВ аэропорт «Норильск»».

Феномен моногородов рассматривается ПАО "ГМК "Норильский никель» не только с точки зрения своего присутствия, но и как единый социально-экономический субъект. И, соответственно, обеспечение транспортной безопасности его транспортной инфраструктуры признается зоной ответственности компании.

«Масштаб компании и ее высокая социальная ответственность требует обеспечение бесперебойной работы всех цепочек безопасности на территории присутствия, при этом учитываются такие особые факторы, как транспортная удаленность объекта, специфика функционирования средств связи и сезонное ограничение на эксплуатацию транспортных путей. Для нас это не просто факторы, а реальность, исходя из которой, строится корпоративная защита», - подытожил Николай Будзинский.

О формах участия экспертов и специалистов Комитета по транспортной и авиационной безопасности Ассоциации «Аэропорт» ГАв разработке и изменении нормативно-правовых актов по транспортной авиационной безопасности в условиях действия «регуляторной гильотины" рассказал директор учебного центра АТБ АО "Шереметьево Безопасность» Виктор Шестернин.

Среди наиболее продуктивных были отмечены такие формы взаимодействия как: направление в Минтранс России резолюций и конкретных предложений, а также заключения, аналитические и экспертные оценки документов, поступающих из Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России и других ведомств.

Эксперт высказал пожелание о том, что в будущем в рамках совместной нормотворческой деятельности, хотелось бы иметь более стабильную обратную связь со стороны государственных органов.

В свою очередь, заместитель руководителя органа по сертификации ФКУ НПО "СТиС" МВД России Павел Колесников разобрал в своем выступлении типовые ошибки при проведении сертификации технических средств, установленных на объектах транспортной инфраструктуры воздушного транспорта в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26.09.2016 №969. В сфере компетенции органа находится сертификация систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи.

Кроме этого Павел Колесников коснулся уже обсуждавшейся на заседании темы обнаружения и противодействия БПЛА. «Считается, что самым эффективным на сегодняшний день средством для объектов транспортной инфраструктуры в этой области, - сказал он, - являются радиолокационные станции малого радиуса действий. Формально – это извещатели радиоволновые». В этой связи спикером было предложено внести в программу национальной стандартизации на 2021 год разработку проекта национального стандарта, ГОСТ «Извещатели радиоволновые для охраны воздушного пространства, открытых площадок общего технического периода и методика их испытаний».

Тему сертификации техническим средствам обеспечения транспортной безопасности продолжил доклад главного специалиста отдела авиационной безопасности Дирекции по защите активов ООО "БазэлАэро" Виктории Богучарской на тему: "Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 №969. Нормативно-правовое регулирование и реальность".

Был обозначен ряд сложных моментов. Первый и самый главный из них – ценообразование и стоимость сертификационных испытаний. Никакие отлагательные меры в виде моратория либо какие-то иные меры эту ситуацию не решают. В этой связи Викторией Богучарской был задан риторический вопрос,условно адресованный Федеральной антимонопольной службе: «может ли стоимость государственной функции в виде сертификации стоить столько, сколько стоит одна единица нового оборудования?

Второй момент, на который обратила внимание выступавшая - это то, что требования по передаче данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности на нормативном уровне не утверждены.

Отдельным неурегулированным вопросом была названа сертификация федерального имущества. Ведь у всех аэропортов периметровое ограждение и размещённые на нем технические средства обеспечения транспортной безопасности находятся в аренде, но принадлежат государству.

Заместитель генерального директора по производству и авиационной безопасности АО "Международный аэропорт "Казань» Михаил Кондратьев в рамках доклада об актуальных проблемах транспортной и авиационной безопасности обозначил еще четыре чувствительных проблемы:

- согласно законодательству, в системе обучения работников транспортной безопасности слушателями всех восьми типовых дополнительных профессиональных программ по транспортной безопасности могут быть лишь лица, имеющие или получившие среднее профессиональное и высшее образование и исключаются все остальные;
- фактическое отсутствие в системе транспортной безопасности времени на подготовку, обучение и аттестацию сотрудников, принятых на должности работников транспортной безопасности, за что субъект транспортной инфраструктуры автоматически наказывается;
- устранение сотрудников транспортной полиции из процесса обеспечения транспортной безопасности;
- тенденция заключения договоров на предоставление услуг по транспортной безопасности между авиакомпанией и аэропортом с перекладыванием финансовой нагрузки на субъект транспортной инфраструктуры.

О необходимости и путях возможного внедрения типовых основных и дополнительных профессиональных программ специальной профессиональной подготовки повышения квалификации и переподготовки различных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к воздушному транспорту рассказал в своем выступлении генеральный директор НОУ ДПУ НУЦ "АБИНТЕХ"Виктор Волынский. Докладчик проанализировал последствия будущей отмены действовавшей более 20 лет системы подготовки кадров по авиационной безопасности в результате реализации механизма «регуляторной гильотины».

Обучение по «альтернативной» авиационной - транспортной безопасности в настоящее время, по мнению спикера, носит формальный характер. Порядок и периодичность подготовки не определены, типовые программы не соответствуют выполняемым функциям инспекторского состава сил обеспечения транспортной безопасности. При этом на уровне федерального законодательства фактически есть все, что необходимо для организации обучения по транспортной безопасности. Проблемы начинаются на уровне подзаконных актов. Выводом стала необходимость наполнения документов реальным содержанием.

Для выхода из сложившейся ситуации Виктором Волынским предложен план мероприятий, включающий в том числе:

- создание рабочей группы из представителей образовательных учреждений гражданской авиации, авиационных учебных центров, представителей ассоциации аэропортов, ассоциации транспортной безопасности, заинтересованных авиапредприятий и организаций под руководством Комитета по транспорту и строительству Государственной Думы ФС РФ;
- разработка и утверждение в Минтруде России профессионального стандарта "инспектор по обеспечению транспортной безопасности на воздушном транспорте" и утверждение его в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.01.2013 №23 "О правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов";
- подготовка обращения в Минобрнауки России для включения в перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, должности служащего "инспектор по обеспечению транспортной безопасности на воздушном транспорте";
- разработка и утверждение в Минтрансе России порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте. Включение в него всех видов подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, наземного персонала и летного состава, а также установление продолжительности и периодичности подготовки;
- разработка и утверждение в Минтрансе России типовых основных программ профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для профессий служащего "инспектор по обеспечению транспортной безопасности на воздушном транспорте" с учетом специализаций;
- разработка и утверждение в Минтрансе России типовых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и переподготовки различных категорий, сил обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте;
- обращение в Правительство РФ с законодательной инициативой об обязательной аккредитации учебных заведений, осуществляющих услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию в области транспортной безопасности.

В конце мероприятия выступил признанный эксперт в сфере обеспечения безопасности председатель совета директоров ПСЦ "Электроника" Николай Овченков. Он дал развернутый комментарий по проблематике управления рисками и выдвинул тезис, что прежде всего нужно управлять безопасностью, а не защищённостью объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Подводя итоги мероприятия, Александр Старовойтов резюмировал, что заседания в подобном или даже более узконаправленном формате обязательно будут проводиться и в дальнейшем. «Мы будем приглашать на наши совещания Минпромторг России, МВД России, другие министерства и ведомства, а также ключевые субъекты транспортной инфраструктуры для обсуждения проблемных вопросов, которые были здесь сегодня озвучены», - отметил он.

В свою очередь ответственный секретарь Общественного совета при АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности», помощник депутата Государственной Думы ФС РФ Сергей Детинин объявил, что по итогам совместного заседания Общественного совета при АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности» и Комитета по транспортной и авиационной безопасности
Ассоциации «Аэропорт» ГА будет подготовлена резолюция. «Выделено четыре тематических блока вопросов, каждому из которых обязательно будет уделена значительная часть внимания», - уточнил он.

МНЕНИЯ
Владимир Черток,
советник руководителя Ространснадзора, национальный координатор ИКАО по проверке обеспечения авиационной безопасности, руководитель рабочей группы по авиационной безопасности Европейского и Североатлантического региона ИКАО (EUR/NAT):
"Мы все прекрасно понимаем, что требования по безопасности написаны кровью погибших и раненых при известных событиях"
Павел Колесников,
заместитель руководителя органа по сертификации ФКУ НПО "СТиС" МВД России:
"В программу национальной стандартизации на 2021 год нужно внести разработку проекта национального стандарта, ГОСТ "Извещатели радиоволновые для охраны воздушного пространства, открытых площадок общего технического периода и методика их испытаний"
Николай Будзинский,
заместитель директора Департамента корпоративной безопасности ПАО "ГМК "Норильский никель":
"Масштаб компании и ее высокая социальная ответственность требует обеспечения бесперебойной работы всех цепочек безопасности на территории присутствия, учитывая такие факторы, как транспортная удаленность, специфика функционирования средств связи и сезонное ограничение на эксплуатацию транспортных путей"
ФОТО И ВИДЕО
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПАРТНЁРСТВО